Alisa-planet --- Планета по имени Алиса
 
 
3.  Алисавад-гита  (пока что бета-версия)
 
  Она возникла вдруг из ниоткуда.
   Девчонка в алом тугом скафандре.
   Светлый силуэт на фоне серого неба.
   Ветер трепал за плечами короткий плащ, позади клубились тучи, переползающие через сопки. Она спрашивала что-то, кажется, на незнакомом языке - я не расслышал. Едва увидев её, я почему-то сразу понял, что это Алиса, и подумал, что мне она снится, что я, наверное, задремал, глядя на огонь. Я ведь так надеялся когда-нибудь увидеть её, сознавая, однако, что это невозможно, и потому испугался, что проснусь.
   Алиса не исчезла.
   На прошлой неделе, в такой же дождливый день я пришел в читальный зал. С утра нас возили на морковку, но на раскисшем поле делать было нечего, нас отпустили по домам. Я взял книгу «Сто лет тому вперёд», случайно узнав, что она про Алису. Я читал в третьем классе «Девочку с Земли». Рисунки в этих книгах принадлежали перу одного и того же художника, этот своеобразный штрих - выразительный, уверенный, точный - нельзя спутать с каким-то другим, и почти невозможно воспроизвести. Однажды увидев мельком обложку, я запомнил не название и не имя автора, а загадочный рисунок, где Алиса прыгает на планету с кратерами.  Такая книга случайно обнаружилась у одного моего друга, я взял её почитать и долго не возвращал. В той книге Алиса была обыкновенной девочкой с Земли - там, в будущем. А в  «Сто лет тому вперёд» не было никаких далёких планет и космических путешествий. Был шестиклассник Коля, который попал в будущее, но про Алису ничего не знал. А я-то уже знал многое. И было интересно глядеть на будущее глазами абсолютно ничего не сведущего Коли. Правда, он там не смог даже на Луну слетать. Зато спас от недобитых космических пиратов уникальный прибор - миелофон, и удрал с ним обратно в наше время. А следом за ним к нам попала и Алиса,  а за нею - и пираты. Алиса пыталась вычислить Колю прежде, чем пираты доберутся до них обоих. Я  представлял себя где-то на соседней парте, и был готов драться с любыми пиратами. Между прочим, выяснилось, что по сравнению с нами Алиса абсолютно необыкновенная. Просто супергерла. Она проучилась в 6«Б» три дня, а на четвёртый вместо уроков пришлось гоняться за пиратами и спасать Колю.  Жаль, что почти без стрельбы. А после вдруг оказалось, что Алисе надо прощаться с нами и возвращаться в своё время, уходить в прекрасное и недостижимое будущее.
   Навсегда.
   Щемящая тоска расставания веяла с последней страницы «Ста лет тому вперёд».  Я не сомневался, что Алиса существует не только на страницах, и в какой-то момент мне показалось, что всё кончено, что я не смогу больше ничего узнать об её приключениях. Я хотел хоть раз увидеть Алису, и от сознания невозможности этого испытывал тоскливо-мятежное, словно осенний дождь, чувство. Всю неделю я ходил в школу и из школы кружным путём, через старые четырехэтажные кварталы. Бродя по дворам среди облезлых жёлтых стен и облетающих тополей, я томительно раздумывал, как увязать существование Алисы в будущем и книг о ней в настоящем. Это для меня было непостижимо. Я раз за разом перечитывал «Сто лет тому вперёд», пытаясь где-нибудь между строк отыскать упоминание о себе. Ведь это должно будет случиться в апреле. Я тоже учусь в шестом классе, значит, я как раз могу оказаться там. Ведь это наше время.
   Но я почти не надеялся, что встречу Алису так скоро…
   - …Получается, что билеты у них перемещают не только в пространстве, но и во времени. И вместо планеты Глувокаа меня забросило в прошлое, - сказала Алиса задумчиво. - Хорошо, что не куда-нибудь, а на Землю. Только всё равно, не представляю, что теперь делать…
   - А обратного билета у тебя нету?
   - Есть, билет у меня туда и обратно, но он сейчас не работает. И неизвестно, совсем
отказал, или нет.
   Я уже не боялся проснуться. Это было наяву. И мне казалось, что я знаю ответ.
  - Надо ехать в Москву, - сказал я.  - Там есть одна квартира, в ней машина времени стоит.
  - Правильно, - сказала Алиса. - Где-то в вашем времени должен жить писатель-фантаст. Он «Пятна на Марсе» написал. Машина времени стоит у него на квартире. Ты «Пятна» читал?
  - Нет, - сказал я. - Я про такую вещь даже не слышал.
  - Странно, - сказала Алиса.
  - Квартира с машиной времени - в переулке Сивцев Вражек. Там еще Николай Николаевич, он временщик, из вашего времени.
  - А откуда ты про Машину знаешь?
  - Я… «Сто лет тому вперёд» читал… - теперь мне казалось, что я говорю какую-то глупость. Алиса ничуть не удивилась, словно это название ей было знакомо.
  - Ничего не выйдет. Ты адрес знаешь?
  - Нет, - сказал я. В самом деле, не будешь же стучаться в каждую дверь, и спрашивать про машину времени. - Погоди, а ты разве не помнишь?
  - Нет ещё, - сказала Алиса. - И притом, временщики могли уже место сменить.
Вот те на! Получается, она ещё не бывала в нашем прошлом. Но, похоже, что-то об этом знает…
  - А я придумал, как временщиков найти. Надо будет по Сивцеву Вражку объявления расклеить. Ищу… пропавшего синебарса!
  - Синебарса? Он же глупый…
  - Вот и я говорю. Они удивятся, захотят проверить, и сами тебя найдут.
  - Нет, - покачала головой Алиса. - Боюсь, что не найдут. У меня есть подозрение, что там, в Сивцевом Вражке, их и не было никогда.
  - Почему?
  - Очень сомнительно, чтобы в книге был названо достаточно точное месторасположение Машины. Хотя, знаешь, я время от времени встречаю художественные произведения о себе, о том, что реально со мной происходило.
  - Например?
  - Например, о прошлогодних экспедициях, о нынешних каникулах на Пенелопе, и многое другое. Так вот, там сплошные совпадения - имена, названия планет, даже многие фразы - почти дословно. Самое невероятное заключается в том, что всё это написано за сто лет до того, как произошло.
  - А если бы ты прочитала всё это заранее?
  - Не знаю, случайно или нет, но все они попадались мне после того, как происходило то, о чём в них пишется.
  - Ну а если бы?
  - Тогда было бы все по-другому. Или немного по-другому. Считается, что точная информация о будущем в прошлое поступить не может. Но здесь, наверное, действует парадокс причинности. Это было написано вчера, потому что случится завтра.
  - Ананасы можно было съесть вчера, потому что завтра их разрешат съесть, - зачем-то припомнил я.
  - …Потому, что завтра их уже разрешили съесть, - поправила меня Алиса. - На Шешинеру было проще. У них была возможность съесть ананасы вчера, но для них это было уже после того, как я им это разрешила… Ведь мы воспринимаем Время как движение по прямой, несмотря на его многомерность.
  Я напряжно ворочал извилинами. Казалось бы, тут всё вверх тормашками. Но с другой стороны…
  Хворост в костре уже превращался в угли. Я встал, обломил несколько сухих нижних сучьев с ближайшей молодой сосны. С одной стороны дерева их ещё почти не намочило. Поломав сучья об колено, я стал понемногу подкладывать их в огонь. Огонь, весёлый рыжий пёс, лапал и облизывал косточки-сучья.
  - Кажется, знакомое название - «Сто лет тому вперёд», но не могу ничего об этом вспомнить. Это ведь обо мне? - спросила Алиса.
  - Да…- я осёкся. Что будет, если Алиса узнает всё наперёд? Она конечно же сделает так, что Весельчака У с Крыссом поймают ещё в космопорту. Их ведь и так едва там не разоблачили. Но тогда Алисе не придётся лететь в наше время, а значит…
  - Можешь не рассказывать, - сказала Алиса. - Со мной же, как всегда, ничего не случится… Верно? А то неизбежна темпоральная развилка, и неизвестно, какой глобальности.
  - Как это? - Каждый раз, слыша незнакомый термин, я испытывал приступ тупости.
  - Например, потом заглянешь ты снова в ту книгу, а там всё по-другому. Потому, что в наше время тоже будет всё по-другому. И никто, кроме тебя, не будет помнить о том, как было раньше. А может быть, и ты сам не будешь помнить.
  - Почему!?
  - Да потому, что ты сам в какой-то момент станешь другим, изменив своё прошлое.
  - Как же я могу его изменить, прошлое-то? Что было, то было.
  - Ты можешь невзначай повлиять на то будущее, которое может перевернуть твоё прошлое. И даже прошлое всей планеты. Достаточно одного слова… - Алиса как-то невесело усмехнулась, увидев мою растерянность. - Да ты не переживай заранее, это не всегда так серьёзно. Обычно это мелкие локальные изменения, на общий ход времени никак не влияющие. А вот когда я в прошлом уничтожила космическую чуму, проникшую на Колеиду, произошло слияние двух потоков времени - в одном Колеида  была мертва, и поэтому мы полетели её спасать, в другом она никогда не гибла. Знаешь, чего все мы тогда боялись, возвращаясь из экспедиции? Вернуться на свои планеты, с которых параллельные мы никуда не улетали. Или вовсе не найти своих планет.
  - И что?
  - А ничего подобного, как ни странно. Вот только доктор Команьян сообщил потом, что на его планете про гибель Колеиды теперь никто ничего не знает, хотя помнят, что он улетал туда на раскопки.  Временщики сказали, что слившиеся потоки были изолированными фракталами общего потока.
  - …А вот откуда он-то узнал, как всё будет?
  - Кто? Кир Булычев?
  - Ну да…
  - Так он же сам всё это и написал.
  - Выдумал, что ли? - вырвалось у меня.
  - А ты знаешь, что мысли можно рассматривать как отражения произошедших где-то
событий? И наоборот. Восьмая теорема мироздания, - сказала Алиса.
  - Что это значит? - спросил я.
  - В физическом смысле - долго объяснять, я сама еще не всё знаю, мы эту тему только
начали проходить.
  - Так ведь я могу представить всё, что хочешь.
  - Конечно. И всё, что ты представишь, может произойти. Каждая из бесконечного
множества линий времени в каждой точке имеет бесконечное множество вариантов
продолжения…
  - А если я представил что-нибудь, а вышло всё по-другому?
  - Значит то, что ты представлял, произошло в одном из параллельных миров, то есть
потоков времени. Так что думай о хорошем.
  - А если думать о плохом?
  - Лучше так не думать. Как мысли наши отзовутся…
  - Так значит, всё, что пишут в книгах, было на самом деле?
  - В общем, да.
  - И Шерлок Холмс был? И Д'Артаньян? И Колобок?
  - Насчет Колобка не скажу, но в Лондоне на Бейкер-стрит есть дом-музей Холмса.
  - Постой, я же точно знаю, Холмс -  он  вымышленный!
  - Но тем не менее его многие знают, значит он существует…
  - …В воображении читателей! - перебил я Алису.
  - Он существует в другом, в параллельном мире, куда можно проникнуть мысленно. По
отношению к этому миру он скорее всего является иллюзорным…
  - То есть воображаемым, - сказал я.
  - …Но при этом этот иллюзорный мир является составной частью материального, и
может влиять на ход событий в нём. А знаешь, какую часть сознания людей занимают
иллюзорные миры, например, вымышленное прошлое? Когда не знают того, что было, но
уверены что помнят что-то, чего на самом деле не было.
  - А как же все учебники и книги по истории?
  - В ваше время многие книги по истории писали именно с целью создания
вымышленного прошлого.
  - А по-моему, в истории только правду пишут, - неуверенно сказал я.
  - Даже правду можно представить в разном свете, и придать ей разный смысл. Тем более
что всей правды обо всём не знает никто. А если создать ещё и всякие домыслы, то
собственно правды никто никогда не узнает.
  - Стой, так если всё, что написано или сказано где-то всё равно случится, значит, это всё
правда? Тогда получается, что неправды не может быть.
  - Может. Понятия «правда-неправда» применимы к событиям и фактам, находящимся на
одной линии времени - в настоящем и в прошлом.
  - А в будущем?
  - Будущее вариативно, - сказала Алиса.
  - А книги о тебе в вашем времени есть? - спросил я, удивляясь глупости своего вопроса.
  - Конечно, есть. Если они есть в вашем времени, то и в нашем времени они никуда не
денутся.
  - В будущем?
  - В вымышленном будущем, и в прошлом тоже.
  - Значит, попасть туда нельзя?
  - Можно, и очень просто. Ведь человек живет иногда сразу и в реальном, и в
придуманном мире, и бывает невозможно отличить настоящее и воображаемое.
  - Ты к чему это всё говоришь? - сказал я, боясь, что Алиса сейчас вот-вот исчезнет, и я
проснусь. - Ты хочешь сказать, что ты мне только кажешься, да?
  Алиса усмехнулась загадочно. Но не исчезла.
  - Значит, ты и это самое будущее - вымысел Булычёва, - пробормотал я обречённо.
  - А ты ведь тоже чей-то вымысел. И Кир Булычёв, и всё остальное. Ты считаешь, что
никто не мог тебя придумать? Ты, наверное, думаешь: я точно знаю, я - настоящий. Все так
считают.
  - Прямо Бахавагад-Гита какая-то, - сказал я.
  - Бхагавад-Гита, - поправила Алиса. - В самом деле, похоже.
Мы замолчали, глядя на огонь.
  - Я знаю, о чём ты сейчас думаешь, - вдруг сказала Алиса. Я вскинул голову и уставился на неё. - …Что я именно такая, как ты себе и представлял.
  Я кивнул. Я и не думал, что Алиса может быть иной.
  - А ведь каждый видит меня по-своему, - сказала Алиса, едва заметно улыбнувшись.
  - Так какая же ты на самом деле? - вырвалось у меня.
  - Хочешь увидеть? - спросила Алиса. Я кивнул.
  - Смотри!
  Я взглянул на Алису, осторожно коснулся взглядом её глаз.
  И…
  Увидел!
  У Алисы были тысячи лиц, а может, миллионы.
  Похожих… и непохожих.
На первый взгляд, они казались совершенно различными. Разная форма,  разный цвет глаз и волос, разная улыбка… Нет, улыбка у всех лиц Алисы одна и та же. И глаза, взгляд - словно синее небо. Да нет же, это одно лицо. То самое, которое я никак не мог представить себе настолько ясно, чтобы разглядеть в подробностях его черты, но при этом безошибочно узнал бы из тысяч других. Я поймал себя на том, что сам и раньше действительно видел Алису по-разному. Но ведь это одна и та же Алиса?
  Я подбросил ещё дров в костер. Затрещала в огне сухая хвоя. Завораживающе плясали языки пламени. Я долго не мог оторвать от них взгляд. На огонь можно смотреть вечно, не думая и не вспоминая ни о чём. Кажется, я даже забыл об Алисе, потому что подняв голову и взглянув на неё, на миг удивился. Алиса смотрела куда-то вдаль. Она ведь знает. Знает то, чего я знать не могу. И может ли она об этом рассказать? Я снова поймал себя на мысли, что говорил совершенно не о том, о чём надо. Надо успеть спросить Алису о чём-то очень важном, о самом главном… Но вот о чём? Мне почему-то казалось, что я смогу задать лишь один, но самый главный вопрос.
  Будет ли …война? С Америкой… или с Китаем? Ядерная война? Третья Мировая? Когда? Или уже не будет? Или - что надо сделать, чтобы не было войны?
  Стоп, даже если будет война, мы всё равно победим. Всех. Победа будет за нами.
  Почему? Да потому, что Алиса есть на самом деле. То есть Алиса обязательно будет. Вот же она! А это значит, что существует будущее, в котором на Земле войн больше нет. Где люди не убивают друг друга - ни на войне, ни в подворотне. Ведь Алиса попала сюда из этого нашего будущего.
  Когда наступит будущее? Несуразно как-то звучит. Не так. Когда все люди станут добрыми? Или добрее… И почему…  Или не все?
  Когда будет совершен первый межзвёздный перелет? Не то.
  Когда состоится контакт с инопланетянами? А правда, что Галактика с помощью НЛО сейчас следит за человечеством? А правда, что будущее действительно такое светлое? А почему там никто ни с кем не воюет, то есть правда ли, что…
  А как шлем скафандра, что сложен сейчас за плечами Алисы, раскладывается обратно в прозрачный и твёрдый пузырь?
  - А что такое БК? - неожиданно для себя вдруг спросил я.
  - Базовый комплекс, но можно расшифровать и по-другому, - сказала Алиса. - В общем, техника движения, выживания, первая помощь…
  - Это зачем?
  - Мало ли что может случиться? Вот совершит твой корабль аварийную посадку, а ты даже переломы себе срастить не сможешь.
  - А вы и космические корабли уже в школе водите?
  - Планетарные катера, это тоже в школьный БК входит.
  - А что еще туда входит?
  - Много всего. Скалолазание, дзю-дзюцу, пластун-ниндзюцу, вирспарринги, скоростная
стрельба, и тому подобное. Мальчишкам нравится.
  - Ух ты! А ты хорошо стреляешь?
  - Как надо, - ответила Алиса абсолютно серьёзно. - А вообще, стрельба - это всегда
крайняя мера.
  - Даже если хищник напал?
  - Лучше не давать хищнику повода напасть…
  - А у тебя с собой бластер есть?
  - Нет. А что?
  - Ну, на всякий случай… А что на практике по БК делают?
  - Она каждый раз у всех разная. Например, тренировочный поиск упавшей где-то в море
шлюпки, или имитация спасработ в горах, или скрытный кросс по джунглям, или,
например, по лесотундре. Дней на пять, исключительно на внутренних ресурсах
организма. Без пищи, без спальников с обогревом…
  - И даже без костров?
  - Конечно! - сказала Алиса. - Полная маскировка, прикорнёшь на часок под хамелькой, и
снова вперёд.
  - А что такое хамелька?
  - Накидка-хамелеон. Маскировочная. Воспроизводит на себе точную копию рельефа,
который находится под ней, даже примятую тобой траву расправляет. Заодно служит как
бивакзак.
  - Как кто? - не понял я.
  - Не кто, а что. Маленькая такая палатка для лёжки.
  - Плащ-палатка?
  - Наверное что-то вроде того, - сказала Алиса.
  - А зачем такая скрытность?
  - Десантнику иначе никак
  - Ничего себе, спорт, - сказал я.
  - По пустыне, без воды, хуже. Зато представляешь себе, как это всё интересно!
  - А если кто-то не хочет?
  - Я таких лентяев ещё не встречала. А если они и есть, то таких не берут в космонавты.
Только пассажирами.
  - А в космонавты отбор строгий?
  Алиса не сразу поняла смысл вопроса.
  - У нас, в общем-то, все космонавты, - сказала она. - То есть все могут совершать
самостоятельные полёты внутри Солнечной системы. А вот на звездолётчика надо
специально учиться.
  - И все у вас только и делают, что на ракетах туда-сюда летают?
  - Нет, конечно. Людям и на Земле дел хватает.
  - Так ведь у вас там всё роботы делают, и заводы-автоматы. Людям можно всё время…
отдыхать, - я слегка запнулся, представив на миг мир будущего, как сплошной парк
бесплатных развлечений.
  - Люди занимаются наукой, исследованиями, творчеством. Это ведь огромное поле
деятельности!
  - И никто не бездельничает?
  - Так ведь это неинтересно, и вообще - не принято.
  Странно, подумал я. Неужели они там всё время торчат у микроскопов и телескопов, как привязанные? Там ведь, наверное, всё и так известно…
  - А каникулы-то у вас там есть?
  - Есть. И выходные дни с отпусками тоже есть. Просто для многих лучшее развлечение -
это твоя любимая работа. Это в древности люди работали на тупой и неинтересной
работе лишь для того, чтобы заработать на пропитание…
  - У нас тоже ещё за зарплату люди работают, - сказал я. - Кто не работает, тот не ест.
  - Правда, что ли? - удивилась Алиса. - Я думала, это в другой эпохе…
  - Кто не работает, тот пьёт, - я выдал на-гора замусоленную шутку.
  - А теперь люди работают и творят для того, чтобы чувствовать себя людьми, а не
обитателями зоопарка. В зоопарке ведь тоже есть все условия - и пища, и развлечения, и
комфортная среда обитания.
  - Получается, если бы люди перестали работать, Земля стала бы зоопарком?
  - …Если бы перестали создавать и стремиться к познанию мира, - поправила Алиса. -
Тогда бы Земля действительно мало чем отличалась бы от зоопарка.
  - А ты… звездолёты водить умеешь?
  - Умею, некоторые. Те, что поумней и попроще.
  Я поймал себя на том, что опять тупо уставился на сложенный шлем Алисиного скафандра. Всё-таки как же это цельный и твёрдый пузырь мог так компактно сложиться? А скафандр-то как литой, ни одного шва не видно, только протекторы на локтях и коленях, да широкий пояс.
   - А ты хотел бы в космос? - спросила Алиса.
  - …Ага! - выдохнул я. Невольно на миг представив, что Алиса сейчас повёдет к спрятанному в лесу звездолёту, и мы полетим на Луну. Или лучше, в туманность Андромеды.
  Алиса лишь улыбнулась, вздохнула, и снова стала глядеть на костерок.
   Я вдруг осознал, разом похолодев, что это не я очутился в книжке про Алису, а сама Алиса неведомо как и почему оказалась здесь. Что здесь для Алисы всё чужое. И все чужие. И что я действительно не знаю, что делать дальше. Как, хотя бы, добраться до Москвы, и как там искать машину времени. Не ехать же Алисе одной туда. Во-первых, это ведь дома придётся сказать. Меня же не пустят. Скоро придётся идти к деду с Вовкой, потому что надо будет  варить обед и уходить на вечернюю электричку. До электрички идти часа три, наверное. А как Алиса поедет с нами, ведь в электричке все сразу же заметят её алый скафандр?
 
  

 
 
 
Дизайн - А.Лапин, 2005-2007
Вёрстка итп -
Сайткрафт, конструктор простых сайтов